Категории

Гросмейстеры блюза. История Chess Records.

Братья Леонард и Филип Чесс были двумя еврейскими иммигрантами из Польши, переехавшими в Чикаго в 1928 году. Сперва они занимались ликеро-водочным бизнесом, владели несколькими барами на севере Чикаго. Основным их заведением был клуб Macomba, в котором выступали иммигранты с дельты Миссисипи. Братья поняли, что музыканты не записывались должным образом, и решили записывать их самостоятельно. В 1947 году они заключили партнерство с Чарльзом и Эвелин Аронсами из Aristocrat Records, которые ориентировали свой лейбл на блюз, джаз и ритм-н-блюз.

Наиболее значимым исполнителем на Aristocrat Records был МакКинли Морганфилд, более известный как Мадди Уотерс. Он иммигрировал с Миссисипи в Чикаго  в 1945 и работал как полу-профессиональный музыкант, пока не встретил братьев Чесс. Братья имели связи на радиостанциях и в местных клубах и были в состоянии сделать из Уотерса лучшего блюзмена Чикаго.

 История Chess Records

В конце 1949 года, Леонард и Филип Чесс выкупили у Аронсов бизнес и стали полноправными владельцами Aristocrat Records. 3 Июля 1950 года, они реорганизовали компанию и назвали её Chess Records. Chess наряду с такими лейблами, как Atlantic, Aladdin, Specialty, Imperial и другими, давали публике музыку, которую они никогда бы не нашли на мейджор-лейблах.

 История Chess Records

С успехом Мадди Уотерса, другие блюзмены Миссисипи были приглашены в Чикаго, многие из которых присоединились к группе Уотерса. Один из лучших музыкантов Уотерса был Литтл Уолтер, который играл на губной гармонике.

Однажды продюссер Сэм Филлипс из Мемфиса, Теннесси, записывал фермера по имени Честер Брюнетт, который потом стал Хоулин Вульфом. Когда Филлипс записывал Вульфа, у него не было своей студии звукозаписи, поэтому он воспользовался услугами братьев Чесс. Вскоре Вульф переехал в Чикаго и подписал контракт с Chess Records. Хоулин Вульф стал одним из наиболее влиятельных блюзменов в истории. Его влияние можно услышать в записях молодых британских и американских исполнителей 60-70х годов.

В дополнение к Уотерсу, Вульфу и Уолтеру, Chess Records записали много других пост-военных блюзменов как Сонни Бой Уильямсон, Мемфис Слим и Джон Ли Хукер. Позже, братья записали пластинки следующего поколения чикагского блюза: Бадди Гай, Литтл Милтон и Коко Тэйлор.

В 1955 году, во время отдыха в Чикаго, гитарист из Ст.Луиса по имени Чак Берри встретился с Мадди Уотерсом. Мадди организовал ему встречу с братьями. Послушав песню Чака  “Ida Red”, одобрили её, но переименовали в “Maybellene”. Песня стала хитом номер 1. Чак Берри долгое время сотрудничал с Chess Records, штампуя хит за хитом. Roll Over Beethoven," "Johnny B. Goode," "Sweet Little Sixteen," "Rock and Roll Music," "Memphis," "Brown Eyed Handsome Man" стали эталонными песнями в рок-н-ролле.

 История лейбла Chess Records

Также Chess Records развивали запись религиозных и госпел пластинок. Они записали Си.Эл Франклина, пастора баптистской церкви Мичигана, в которой числилось 4500 человек. Также они записали его дочь Арету Франклин, которая записывала госпел для лейбла. В общей сложности госпел-каталог Chess Records насчитывает 10 000 выпусков.

В 1959 году, братья наняли именитого продюсера Ральфа Басса, который к тому времени покинул King Records. Басс продолжил записывать блюзы, госпел и ритм-н-блюз. Он пригласил молодого чернокожего продюсера Билли Дэвиса, который развивал соул-направление в компании. Дэвис возродил карьеру Этты Джеймс и сделал её первой звездой соула на Chess Records.

История лейбла Chess Records

Chess Records стала большой звукозаписывающей компанией. Однажды, когда Брайан Джонс впервые увидел Кита Ричардса, то заговорил с ним исключительно потому, что он держал в руках пластинку Chess Records The Best of Muddy Waters". Когда они сколотили группу, то назвали её в честь одной из песен Мадди “Rollin’ Stone”. Позже Rolling Stones приехали на прослушивание в Chess Records.

Конец 60х был трудным временем для Сhess Records. Трудно понять, что спровоцировало упадок компании. В 1968 году, Билли Дэвис, продюсер, ответственный за большинство соул музыки, покинул компанию ради должности музыкального директора в одном рекламном агентстве. Леонард Чесс, который был основной креативной мощью компании, всё больше и больше погружался в работу своей радиостанции WVON. С уходом Дэвиса, сплоченность в коллективе пропала, и большинство продюсеров покинули Chess Records.

В 1969 году, Леонард и Филл Чесс продали Chess Records компании General Recorded Tape (GRT) за 6,5 миллионов долларов + 20 тысяч акций на бирже GRT. В Октябре 1969 года Леонард Чесс умер. Качество продукции стремительно снижалось, а к лету 1972 года чикагские офисы были почти пустыми. Заводы, производящие виниловые пластинки закрывались. Летом 1975 года GRT демонтировало всё, что осталось от Chess Records.

История лейбла Chess Records

В Августе 1975 года, когда все дела GRT с Chess Records были завершены, они продали её компании All Platinum Records. Изначально, планировалось переиздать лейбл, но виной всему стала нехватка капитала. Когда центральный офис Chess Records был продан, новые владельцы собрали 250 000 пластинок в мусорные контейнеры и разрезали бензопилами. Грустно осознавать то, что записи Чака Берри, Хоулин Вульфа, Мадди Уотерса и других исполнителей просто вывезли на свалку. Но не смотря на то, что пластинки были уничтожены, мастер-ленты остались и теперь в собственности MCA, которая переиздала большинство каталога.

Сhess Records начали свой путь в звукозаписывающем бизнесе довольно поздно. Компания никогда не выпускала 10ти дюймовые пластинки. Первый альбом, выпущенный в 1956 году 12ти дюймового формата. Первой записью был саундтрек к фильму “Rock, Rock, Rock”, вышедший в Декабре 1956 года. Альбом стал первым коммерчески успешным саундтреком.

История лейбла Chess Records

Сегодня, большинство пластинок с черным яблоком представляют огромную коллекционную ценность. А наибольшую ценность — несколько ранних промо-винилов с белыми яблоками.